Развитие речи маленького ребенка
- Категория: Рецепты красоты и здоровья
- Автор: zelitel
- Дата: 4-02-2012, 01:22
Пожалуй, не одно поколение школьников недоумевало, какое отношение к свободе имеет так называемое «сочинение на свободную тему». Но стоит лишь слегка изменить жанр - и ученик с удовольствием начнет описывать свои летние приключения или живо писать семейные будни. Самое привлекательное для современного подростка - электронный дневник. Помогите создать семейный блог, научите выкладывать тексты и фотографии - и от записей не будет отбоя. Важно: у кого-то из родителей обязательно должно быть право предмодерации записей, чтобы маленький ребенок не выложил в Сеть конфиденциальную информацию.
Не менее важно: маленький ребенок должен уметь излагать свои мысли не только при помощи компьютера, но и на бумаге. Ведь только при письме от руки активизируются некоторые зоны мозга, ответственные за речевую деятельность. Поэтому попробуйте создать и семейный рукописный журнал. И если выпускать ежемесячное издание хлопотно и трудоемко, то альманах, приуроченный к важным вехам семейной жизни (летнему путешествию, празднованию Нового года, рождению нового члена семьи) - задача вполне реальная. Пусть свои репортажи и заметки напишут все домочадцы, ну, а редакционную статью возьмет на себя, конечно же, сам «главный редактор»! Что может быть безрадостнее пересказа прочитанного текста? Но это одно из самых полезных упражнений для развития речи, памяти, текстового мышления. Значит, нужно найти способ сделать его увлекательным.
• Пусть маленький ребенок расскажет главу из прочитанной книги от лица одного из персонажей, а вы угадаете, от чьего именно. Потом можно поменяться ролями.
• Если нужно и придумайте, как развивались бы события в книге, если бы обстоятельства слегка изменились: герой проехал нужный поворот, проспал, принял иное решение.
• Предложите ребенку описать сцену из книги так, как если бы он рисовал картину; какие бы выбрал краски, что расположил на переднем плане, что - на заднем, каким было бы выражения лица героев и т. д. Еще полезнее «рисовать» триптихи» выбрав из произведения три композиционно важные сцены.
• Поставьте по прочитанной книге домашний спектакль. Для этого потребуется сценарий. Научите ребенка разбивать текст на роли, прописывать ремарки, отсекать второстепенные детали, оставляя лишь то, что понадобится для режиссерского замысла. На уроках по развитию речи часто требуется описать, что изображено на картине, какие чувства и идеи хотел передать художник. У большинства детей такая работа вызывает глубокую тоску. Но живописные произведения - и вправду настоящий кладезь материалов по развитию речи!
• Рассматривая жанровую сцену, предложите ребенку придумать, чем занимались герои до момента, который запечатлел художник, и что стали делать после. Разы грайте диалог, происходящий между ними.
• Перед вами - пейзаж или натюрморт? Пусть ребенок назовет все краски, которые художник использовал для изображения листвы, моря, гор и т. д.
• Попробуйте вспомнить как можно больше синонимов или антонимов к каждому объекту, изображенному на картине.
• Поиграйте в «Угадайку»: ребенок старается как можно подробнее описать, что изображено на известной картине, а вы, не видя, пытаетесь отгадать, что это за произведение.
Было б с кем поговорить... И, наконец, самое важное. Просто говорите с ребенком. Ведь нередко в суете буден наше общение с детьми сводится к обсуждению уроков да уборке комнаты. О чем говорить? Да о чем угодно! О прочитанных вместе книгах, об истории семьи и страны... Главное - не осуждая и не высмеивая. Выслушивайте все, что рассказывает вам сын или дочка о происшествиях в школе, о выдуманной ими невидимой стране и населяющих ее существах, о «дурацких» (с вашей точки зрения) мультсериалах и компьютерных играх. Видя ваш искренний интерес, ребенок будет говорить с вами. А это самое главное для развития речи.